Думается мне, у каждого из нас бывало - застрянет в голове три дурацких строчки из очередной идиотской песни и вертятся, вертятся, вертятся - не успеешь оглянуться и вот уже выстукиваешь пальцами простенький мотивчик, хочешь забыть - ан нет! Фигу! Чем больше пытаешься, тем меньше шансов, что у тебя это получится .
Казалось бы, что за беда? Лег спать, на утро и не вспомнишь! Ан - нет! Не все так безобидно! Я вот на этом чуть завих мозгов не заработал в свое время .
А началось все, естественно, с книги. Точнее - с рассказа: "Хотя держит нос налево". Сюжет достаточно прост - в разгар Второй Мировой войны, пара филологов создает "семантическую цепочку", от которой по по определению НЕВОЗМОЖНО избавиться. Создает ее на НЕМЕЦКОМ языке, и... и все . Рассеянность, психические расстройства, ритмические движения которые невозможно остановить ("Первобытный хоровой синкретизм", ага! ), самоубийства... страшно?
Да не очень - эт же фантастика! Вот только рецепт этой самой семантической цепочки...
-- А бог его знает, -- пожал плечами Резерфорд. -- Ясно одно: определенные наборы фраз, не обязательно музыкальные, имеющие ритм, рифму или аллитерацию, накрепко привязываются к человеку, и избавиться от них очень трудно. А... -- тут он умолк. О'Брайен вопросительно посмотрел на него. А что? Несовершенство семантики, -- медленно произнес Резерфорд. -- Интересно... Подумай. Джерри, "баба сеяла горох" можно в конце концов забыть. Такого типа фразу можно вычеркнуть из памяти. Но, предположим, существует фразеологическая цепочка, которую забыть невозможно. Ее невозможно изгнать из памяти -- само усилие забыть исключило бы результат.
....
-- Вот именно. -- Резерфорд даже обрадовался. -- Хватит одного идеального семантического узора, и забыть его будет невозможно. А идеальный узор должен включать в себя все. Он должен иметь ритм и ровно столько смысла, чтобы человек начал задумываться, в чем тут дело. -- И можно придумать такой узор? -- Конечно. Соединить лингвистику с математикой и психологией и посмотреть, что из этого получится.
Ничего не напоминает?
Милые, глупые попсовенькие песенки, обладающие минимумом смысла и навязчивым ритмом, песенки, которые пишут не глупые люди со знанием психологии и математики, песенки... Стоп! Да ведь куча людей этим самым "конструированием идеальной семантической цепочки" и занимается! А кто ищет, тот рано или поздно (Тьфу-тьфу-тьфу!) найдет... .
Смешно, правда? Глупость же несусветная!
Я вот тоже готов посмеяться... пока не поймаю себя на том, что в голове вертится какая-нибудь ерунда услышанная из какого-нибудь утюга. Потом уже не до смеха - а вдруг это ТА САМАЯ песенка?!
Мда. И вы еще спрашивате, почему я не люблю попсу? Да боюсь я ее! БОЮСЬ!