... Алексея Иванова (
Спасибо Nog'у за маленькие и не очень, радости ). Не могу сказать, что это "мой любимый цвет, мой любимый размер"(С), но - вещь, несомненно, занятная.
Честно говоря, не слишком люблю "бытовые зарисовки" (
Ну да, эскапист! Что, не понятно? ), отягощенные изрядной дозой "кухонной" (
И не очень ) философии, да и герои Иванова мне, мягко говоря, не симпатичны (
Ни одного сколько-нибудь близкого мне типажа ), но - книга, пожалуй, понравилась.
Великолепный, без всяких "но" и "если" великолепный, язык (
Описывать "грязь и мерзость" не скатываясь в неё - эт надо суметь Кое-кому стоило-бы поучиться ), очень высокая достоверность "картинки" (
О, да - наша электротеховская общага на ЭТУ не похожа ничуть ("Со стороны", по крайней мере ), но - в нее ВЕРИШЬ ), "глубина-насыщенность" героев (
Впрочем, тут все не так однозначно Имхо, эта "концептуальная насыщенность" чуть-капельку снижает достоверность . Герои слишком явно выглядят носителями определенных ИДЕЙ, и лишь во вторую очередь - живыми людьми. Складывается такое впечатление... "игры на читателя". Хотя черт его знает, что у них за институт - это наши к подобному хвилософствованию не склонны были (Или, вернее, проявлялось оно по другому ), а какие-нибудь <...Ненужное-удалить, нужное-вписать...> вполне даже могут ) - все это производит очень даже положительное впечатление.
А вот общая "чернушность" атмосферы - сыграла скорее в минус (
Забавно... Чернуху "фентезийную" - люблю-ценю-уважаю, а "бытовую" - бр-ррр! Нафиг-нафиг! Странная я зверушка, а-ха... ну или эт настроение у меня сейчас такое - черт его знает ), сюжет тоже не порадовал (
"Минимально-достаточный", "фоновый" уровень), "идейная начинка" тоже не восхитила (
Плавали, знаем, а-ха . Разве что последний Ванькин монолог "зацепил" ).
В сумме - очень даже качественная книга. Но... если тех же, скажем, Олдей (
С /*местами*/ теми же достоинствами и недостатками) я готов принимать как "учителей", пропускать их книги через себя, то "Общага-на-крови" так и осталась "конструктом".
Объектом, в который "много-всего-интересного понапихано" . "Повертел так и эдак", глянул, "что у него внутри" и - отложил. Автор молодец, сработал качественно, но результат... не мой .
Мда. Вот, примерно, так
Напоследок - цитатка
"Отличник задумался: а чем же для него является общага? Он вспомнил ее всю, словно вышел из пересечения каких то пространств и оказался напротив ее подъезда, а над ним, надменно не опуская взгляда, стояла общажная стена, сложенная из желтого, как вечность, кирпича. Отличник словно входил в смысл общаги, как в здание, и уже сам только вход нес в себе массу значений. Отличник представил, как он поднимается по ступенькам крыльца, и перед ним ряд из шести дверей. В этом ряду тайна только в крайней левой двери, ибо лишь она открывается, а остальные заперты намертво. Человек, решивший войти в общагу, обязательно почувствует свое ничтожество у этих зачарованных дверей, когда несколько раз подряд не сможет совершить элементарного действия — открыть какую либо из них. А найдя нужную, он окажется в узком коридорчике, который собьет с толку, заставляя повернуть перпендикулярно тому направлению, на продвижение по которому человек затратил уже столько усилий. Коридорчик этот разделен пополам еще одной дверью, которая, притянутая пружиной, всегда закрыта и хитро открывается на входящего, заставляя его сделать оторопелый шаг назад. И последним толчком этого несложного, но мудрого механизма принижения человека и сбивания спеси является коварный высокий порог, о который спотыкаются слишком робкие и слишком наглые. Для робких это напоминание о необходимости легкого поклона, а для наглых — удар, предупреждающий о том, что все здесь смерды, крепостные господина, воплощенного в громаде общаги, и, как все холопы, они должны оставить за порогом гордость и подчиниться закону, который неслышно и грозно звучит в каждом закутке.
После такого внушения вестибюль выглядит как тронный зал. Здесь, в вестибюле, квадратном, пустом и гулком, сходятся все ниточки от всех марионеток, рассыпанных по этажам. Здесь на телефоне автомате краской написан его номер, точно очередное беспощадное напоминание о том, что все здесь принадлежит не людям, а чему то высшему, обладающему правом и возможностью описать и пронумеровать все свое имущество. Те же черты высшего хозяина проступают в почтовом ящике с секциями, откуда торчат замурзанные пачки писем и где над каждой секцией начертана буква алфавита, словно некий символ, обозначающий определенную группу людей в инвентаре хозяина, объединенных по признаку, ускользающему от их понимания. Даже вахта в вестибюле — кафедра из досок, покрытых олифой, — это не более чем очередное свидетельство высшей власти, ибо вахтер и все проходящие мимо не обращают друг на друга никакого внимания.
Отличник вспомнил главную лестницу общаги, по которой постоянно снуют вверх и вниз и где невозможно пройти и марша, чтобы не посторониться, кого нибудь пропуская. Люди здесь пытаются стать незаметными, тощенькими, скособоченными и услужливыми. Антиподом главной лестницы с ее пристойным внешним видом, иерархией, обязательной вежливостью и энергетическим оброком в виде усталости от долгого подъема служит черная лестница, и она воистину черная. Свет тут не горит, перила сорваны, стены покрыты надписями, а потолки закопчены от сигаретного дыма. Здесь на ступеньках, мешая движению, всегда сидят курильщики, и поэтому черная лестница лучше всего предназначена для сообщения только между соседними этажами. Выхода в мир она не имеет: ниже второго этажа она перекрыта дощатым щитом, а двери в вестибюль заколочены. Хотя черная и главная лестницы вроде бы должны быть конкурирующими, враждующими, на самом деле они не мешают, а помогают друг другу, разделяя функции, необходимые для бытия общаги.
Холлы удручающе голые; они различаются лишь наличием неподобающих предметов — листов фанеры, хромой тумбочки, выброшенной хозяевами, ученической парты, на которую во время дискотек водружается аппаратура. Ощущение сквозняка, пустоты и прохлады в холлах создают двери двух балконов, сквозь которые холлы навылет пронзает солнечный свет.
В длинных и узких коридорах общаги воздух какой то особый, не воздух, а эфир. Он всегда неспокоен, и даже ночью здесь не бывает тихо, потому что здесь словно бродят призраки иномерных событий, идут по стенам тени людей, дрожит напряжение отзвучавших голосов, текут неуловимые потоки пронесенной здесь когда то любви, радости, обиды, боли, тоски или ожидания. Здесь трясется синий свет неоновых плафонов, а вдалеке всегда висит квадрат окна, из которого, если смотреть с расстояния, парадоксальным образом видны одни только облака. Зато если подойти вплотную, то можно увидеть весь город целиком — из окон общаги всегда видно больше, нежели позволяет линейная геометрия.
От общаги существует только одно освобождение — лестница на крышу. Главная магистраль не допускает мысли о свободе, и люк здесь закрыт. Если кто то все таки делает попытку подняться к нему по стремянке, стремянка лязгает и грохочет, привлекая к беглецу всеобщее внимание и публично позоря его любопытством зевак. Зато через люк над черной лестницей до сегодняшнего дня можно было подняться на крышу, парящую над городом вне пределов законов общаги. Но дальше иного пути, кроме самоубийства, нет."